Военный сайт «Сержант»

военный журнал, нашивки, шевроны
Вы здесь: Главная arrow Библиотека arrow Война в Южной Осетии и Абхазии 8-12 августа 2008 года

Ваша реклама здесь:

(495) 434-46-25

Заказать рекламу

Война в Южной Осетии и Абхазии 8–12 августа 2008 года

Печать
(69 голосов)

Предыстория войны

Грузино-абхазский конфликт

4 мая 1921 г. на территории Абхазии была установлена советская власть, и 31 марта того же года Абхазия была провозглашена Социалистической Советской республикой. Существовавший к тому моменту Революционный комитет Советской Социалистической республики Грузии признал ССР Абхазию в качестве независимого государства, более того, это случилось даже за 10 дней до провозглашения ССР Абхазии.

Добровольное вхождение ССР Абхазии в состав ССР Грузии произошло 16 декабря 1921 г. 13 декабря Абхазия в составе Грузии вошла в состав Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР), в свою очередь 30 декабря 1922 вошедшей в состав СССР вместе с РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР.

19 февраля 1931 г. ССР Абхазии была преобразована в автономную республику. За понижением статуса Абхазии последовали шаги по искусственному увеличению численности грузинского населения Абхазии и уменьшению доли лиц абхазской национальности в партийном и советском руководстве республики. С этого же времени было отменено преподавание в средних школах абхазского языка, которое было заменено обязательным изучением грузинского. В итоге к началу 1990-х годов абхазы составляли всего 17% от общей численности населения Абхазской АССР.

Все эти шаги, ущемлявшие абхазское национальное самосознание, привели к развитию межнационального конфликта, наиболее яркими проявлениями которого стали массовые выступления абхазского населения автономной республики с требованиями о выходе из состава Грузинской ССР, имевшие место в апреле 1957 г., апреле 1967 г. и мае-сентябре 1978 г.

Очередное обострение конфликта произошло в июле 1989 г., когда в результате столкновений между грузинами и абхазами в г. Сухуми погибли 16 человек и около 140 были ранены. Для ликвидации массовых беспорядков были применены Внутренние войска МВД СССР. Атмосфера накалялась и в дальнейшем. Это было связано с избранием первым президентом Грузии крайнего националиста З. Гамсахурдиа.

После распада СССР, 21 февраля 1992 г. правящий тогда в ставшей независимой Грузии Военный совет (свергнувший Гамсахурдиа, но в целом разделявший его националистические взгляды) объявил об отмене Конституции Грузинской ССР 1978 г. и восстановлении действия Конституции Грузинской демократической республики 1921 г. Абхазское руководство восприняло отмену конституции Грузинской ССР как фактическую отмену автономного статуса Абхазии, и 23 июля 1992 г. Верховный Совет Абхазской АССР (при бойкоте сессии со стороны депутатов грузинской национальности) восстановил действие Конституции ССР Абхазии 1925 г., согласно которой Абхазия являлась суверенным государством.

14 августа 1992 г. между Грузией и Абхазией началась война, продлившаяся до сентября 1993 г., и закончившаяся поражением Грузии. 14 мая 1994 г. в Москве между грузинской и абхазской сторонами при посредничестве России было подписано Соглашение о прекращении огня и разъединении сил. На основе этого документа и последующего решения Совета глав государств СНГ в зоне конфликта с июня 1994 г. размещены Коллективные силы по поддержанию мира (КСПМ) СНГ, в задачу которых входило поддержание режима прекращения огня в зоне конфликта.

КСПМ СНГ, полностью укомплектованные российскими военнослужащими, контролировали 30 километровую зону ограничения вооружений вдоль тогдашней административной границы Грузии и Абхазии. Максимальное количество контингента КСПМ было определено в 3 тыс. человек, причем эта квота до 2008 г. Россией не выбиралась.

2 апреля 2002 г. был подписан грузино-абхазский протокол, согласно которому патрулирование верхней части Кодорского ущелья (территория Абхазии, оставшаяся под контролем Грузии) было поручено КСПМ СНГ и военным наблюдателям ООН.

Обострение обстановки в зоне грузино-абхазского конфликта началось после прихода в 2003 г. к власти в Грузии проамериканского руководства во главе с президентом М. Саакашвили, поставившим перед собой цель любой ценой добиться возвращения бывших абхазской и югоосетинской автономий в состав Грузии.

25 июля 2006 г. подразделения грузинских вооруженных сил и МВД численностью до 1,5 тыс. человек были введены в Кодорское ущелье для проведения операции против местных вооруженных формирований Э. Квициани, отказавшегося подчиниться требованию тогдашнего министра обороны Грузии сдаться властям. Официальные переговоры между Сухуми и Тбилиси после этого были прерваны. Грузинскими властями на территории Кодорского ущелья было размещено т. н. «правительство Абхазии в изгнании».

Все это время напряженность в зоне грузино-абхазского конфликта постоянно нарастала, и весной 2008 г. военно-политическим руководством России было принято решение об увеличении численности КСПМ до официально разрешенных 3 тыс. человек. В течение лета 2008 г. происходили постоянные инциденты, связанные с полетами над Абхазией грузинских БПЛА, несколько из которых было уничтожено.

Грузино-югоосетинский конфликт

Современная Южная Осетия вошла в состав Российской империи в 1801 г. в составе Грузии. После Октябрьской революции Южная Осетия стала частью Грузинской демократической республики, в то время как Северная Осетия стала частью Терской Советской Республики. В 1918–20 гг. произошла серия восстаний осетинского населения Грузии, требовавшего независимости. Правительство Грузинской демократической республики силой подавило эти выступления.

После установления в Грузии советской власти, в апреле 1922 г. в ее составе была образована Юго-Осетинская автономная область.

В ноябре 1989 г., на волне роста национального самосознания народов Советского Союза, Совет народных депутатов Юго-Осетинской Автономной области Грузинской ССР принял решение о преобразовании ее в автономную республику в составе Грузинской ССР. Верховный Совет Грузинской ССР признал это решение неконституционным, после чего в конце ноября при непосредственной помощи высших должностных лиц республики более 15 тысяч человек грузинской национальности пыталось прибыть в административный центр ЮАО г. Цхинвали, чтобы провести там митинг. В результате стычек между участниками акции, осетинами и милицией шесть человек погибли и 167 получили ранения. В Южную Осетию для поддержания порядка были введены Внутренние войска МВД СССР.

20 сентября 1990 г. Советом народных депутатов ЮАО была провозглашена Южно-Осетинская Советская Демократическая Республика с принятием декларации о ее государственном суверенитете.

9 декабря 1990 г. прошли выборы в Верховный Совет Южно-Осетинской Республики. В этот же день Верховный Совет Грузинской ССР принял постановление об упразднении югоосетинской автономии.

В ночь с 5 на 6 января на территорию Южной Осетии были введены подразделения грузинской милиции. После трех недель вооруженных столкновений с местной милицией и ополченцами, грузинская милиция покинула Южную Осетию. Одновременно Грузия начала экономическую блокаду Южной Осетии, прекратив подачу электроэнергии югоосетинским потребителям.

В течение всего 1991 г. на территории Южной Осетии продолжались боевые действия, главным образом, в форме артиллерийских обстрелов Цхинвали с господствующих над городом высот.

4 мая 1991 года Собрание депутатов Советов Южной Осетии всех уровней проголосовало за отмену самопровозглашенной Южно-Осетинской Советской Демократической Республики и возвращение к статусу автономной области. Это решение также было отвергнуто Верховным Советом Грузинской ССР.

1 сентября 1991 года Совет народных депутатов Южной Осетии отменил решения Собрания депутатов Советов всех уровней от 4 мая как юридически неправомочное, упразднила Собрание как неконституционный орган и провозгласила Республику Южная Осетия в составе РСФСР. Это решение также было аннулировано Верховным Советом Грузии.

В декабре 1991 г. части Внутренних войск МВД СССР покинули республику, передав вооружение югоосетинским формированиям.

19 января 1992 года в Южной Осетии прошёл референдум по вопросам независимости Республики Южная Осетия и воссоединении ее с Россией.

В феврале 1992 г. возобновились обстрелы г. Цхинвали грузинской артиллерией. Но, в конечном итоге, Грузия, истощенная начавшейся в конце 1991 г. гражданской войной, была вынуждена в июле 1992 г. пойти на подписание т. н. Дагомысских соглашений, согласно которым на территории Республики Южная Осетия был установлен режим прекращения огня, сформирована трехсторонняя Смешанная контрольная комиссия по урегулированию конфликта и образованы Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ), состоявшие из российского, грузинского и югоосетинского контингентов (примерно по 500 человек в каждом). Такая форма организации миротворческих сил была обусловлена тем, что в отличие от Абхазии, на территории которой после войны почти не осталось грузинского населения, на территории Цхинвальского и Знаурского районов Южной Осетии соседствуют между собой населенные пункты с преобладающим грузинским или югоосетинским населением, а в Лениногорском (Ахалгорийском) районе проживает практически только грузинское население.

Также, как и в случае с Абхазией, осложнение обстановки в Южной Осетии было связано с действиями администрации президента М. Саакашвили, благодаря своей резкой антироссийской позиции попавшего под особое покровительство западных государств. В течение 2004–2008 гг. происходило постоянное нагнетание напряженности в зоне грузино-югоосетинского конфликта, вылившееся в конечном итоге 8–12 августа в боевые действия.

Вооруженные силы Грузии до начала войны

После прихода к власти в Грузии президента М. Саакашвили, взявшего курс на евроатлантическую интеграцию, правительства США и ведущих стран Запада приняли решение об оказании Грузии масштабной помощи в решительной модернизации ее вооруженных сил. Эта помощь оказывается как в форме поставок вооружений и военной техники, так и в форме обучения личного состава.

Органы высшего военного управления

По конституции Грузии главнокомандующим вооруженными силами республики является ее президент. Административное управление вооруженными силами осуществляется министерством обороны, а оперативное – генеральным штабом.

Министерство обороны осуществляет общее политическое руководство вооруженными силами и решает административные вопросы комплектования и материально-технического обеспечения войск. Генеральный штаб отвечает за разведку, разработку планов подготовки и применения вооруженных сил, осуществляет непосредственное управление войсками.

Органы высшего военного управления ВС Грузии действуют в тесном контакте с представителями вооруженных сил стран НАТО (в основном США), находящимися в стране на постоянной основе.

Военный бюджет МО Грузии на 2008 г. составляет порядка 1 млрд. долл. (порядка 4,5% ВВП страны).

Вооружение и военная техника частично досталась Грузии в наследство от бывшего Закавказского военного округа Вооруженных сил СССР, а также была импортирована из США, Великобритании, Франции, Турции, Греции, Израиля, Чехии, Болгарии, Литвы, Латвии, Эстонии и Украины.

Состав вооруженных сил

Вооруженные силы Грузии (26500 человек) состоят из сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил и национальной гвардии. Кроме того, в состав ВС Грузии входит группа специального назначения (около 1500 человек), подчиненная непосредственно начальнику генерального штаба.

Сухопутные войска

Сухопутные войска (21750 человек) являются основным и самым многочисленным видом ВС Грузии. Организационно они состоят из пяти пехотных, артиллерийской и инженерной бригад, и семи отдельных батальонов (бронетанкового, легкой пехоты, военной полиции, радиоэлектронной разведки, материального обеспечения, связи и медицинского).

Пехотная бригада (3300 человек) считается основным тактическим соединением сухопутных войск Грузии, способным вести самостоятельные боевые действия. Она состоит из штаба (60 чел.), штабной роты (108 чел.), трех батальонов легкой пехоты (по 591 чел.), смешанного механизированного батальона (380 чел.), артиллерийского дивизиона (371 чел.), батальона МТО (288 чел.), разведывательной роты (101 чел.), инженерной роты (96 чел.) и роты связи (88 чел.). На вооружении пехотной бригады находятся 30 танков Т-72, 17 БМП, 18 122-мм орудий Д-30, 12 120-мм минометов, 4 ЗСУ-23–4. Подразделения пехотных бригад насыщены переносными противотанковыми и зенитными ракетными средствами (всего в сухопутных войсках насчитывается порядка 150 комплектов ПТРК и до 200 – ПЗРК).

Артиллерийская бригада (1200 человек) является резервом генерального штаба. В нее сведены все артиллерийские системы калибром 152 мм и выше, а также РСЗО. Бригада состоит из штаба, штабной батареи и четырех артиллерийских дивизионов. На ее вооружении находятся 60 артиллерийских орудий и 42 установки залпового огня (3 152-мм орудия 2А36 «Гиацинт-Б», 11 2А65 «Мста-Б», 6 203-мм САУ 2° C7 «Пион», 1 152-мм САУ 2° C19 «Мста-С», 26 152-мм СПГ «Дана», 13 152-мм САУ 2° C3 «Акация», 16 122-мм РСЗО БМ-21, 6 122-мм РСЗО RM-70, 12 128-мм РСЗО «Пламень», 4 160-мм РСЗО LAR-160, 4 262-мм РСЗО «Оркан»), а также 10 легкобронированных тягачей МТ-ЛБ и 15 зенитных орудий ЗУ-23–2.

Инженерная бригада оснащена двумя инженерными машинами разграждения ИМР-2, двумя путепрокладчиками БАТ-2, пятью танковыми мостоукладчиками МТУ-20, тремя танковыми мостоукладчиками МТ-55А, а также 100 комплектами переносных зарядов разминирования H-PEMBS и 50 – L-PEMBS.

Отдельный бронетанковый батальон состоит из штаба, штабной роты, двух бронетанковых рот (200 чел.), механизированной роты (120 чел.) и артиллерийского дивизиона. Батальон имеет на вооружении 35 танков Т-72, 17 боевых машин пехоты и 12 120-мм минометов.

Кроме того, в интересах сухопутных войсках применяются подразделения БПЛА, формально входящие в состав МВД Грузии, на вооружении которых стоят беспилотные самолеты-разведчики «Hermes-450» израильского производства.

Военно-воздушные силы

ВВС (1815 человек) предназначены для оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам, прикрытия объектов вооруженных сил и гражданской инфраструктуры от ударов с воздуха, ведения разведки, высадки тактических воздушных десантов и осуществления перевозок личного состава и воинских грузов.

Организационно ВВС состоят из эскадрильи самолетов-штурмовиков, дислоцированной на аэродроме «Марнеули», вертолетной эскадрильи (аэродром «Алексеевка»), двух зенитно-ракетных дивизионов, отдельного дивизиона ПВО и пяти радиолокационных постов.

В ВВС насчитывается 60 самолетов и вертолетов (10 Су-25КМ, 2 Су-25УБ, 10 L-39, 6 Ми-24, 16 Ми-8, 10 UH-1H, 6 AB-212, 2 Ми-14, 2 Ми-2), а также 8 ПУ ЗРК С-125М «Нева-М», 6 ПУ ЗРК «Бук-М1», 10 самоходных ЗРК «Оса-АКМ», 15 зенитных орудий С-60, 5 РЛС (2 36Д6-М, 3 1РЛ131), комплекс радиотехнической разведки «Кольчуга-М».

Военно-морские силы

ВМС страны (890 человек) предназначены для охраны побережья и территориальных вод, оказания поддержки войскам, действующим на приморских направлениях и высадки десантов. В боевом составе ВМС насчитывается до 20 военных кораблей малого водоизмещения и катеров, в том числе: ракетные катера «Диоскурия» (пр. «Комбатанте-2») и «Тбилиси» (быв. «Конотоп»), артиллерийский катер «Акмета» (быв. торпедолов пр. 368Т), малые десантные корабли «Гурия» и «Атия» (пр. 106К «Выдра»), патрульные катера «Гантиади» (переоборудован из сейнера) и «Кутаиси» (пр. АВ-30 «Тюрк»), сторожевые катера «Георгий Торели» (быв. поисково-спасательный катер пр. 205П), «Иверия» и «Местия» (переоборудованы из спасательных катеров Р-267 «Дилос» и Р-269 «Линдос»).

Национальная гвардия

Грузинская национальная гвардия (550 человек) предназначена для оказания помощи населению во время стихийных бедствий, подготовке резервистов, проведения мобилизации, проведения различных воинских ритуалов. В ее составе находятся: мобилизационные штабы, учебный центр горной подготовки, учебные центры подготовки резервистов, рота почетного караула и медицинский батальон.

Оперативная и боевая подготовка

Оперативная и боевая подготовка личного состава вооруженных сил Грузии проводится по планам, согласованным с представителями вооруженных сил США. Она проводится в ходе повседневной деятельности и ежегодных учений. Особое внимание уделяется воспитанию личного состава в духе национализма, выработке необходимых морально-психологических качеств, которые до настоящего времени пока еще остаются на довольно низком уровне.

Комплектование

Комплектование грузинских вооруженных сил осуществляется на добровольной основе. Кроме того, в Грузии создан резерв вооруженных сил, также формируемый добровольно. Количество подготовленных резервистов составляет 15 тыс. человек, однако, в планах командования ВС Грузии увеличить это число до 100 тыс. человек.

Подготовка сержантского состава и младших офицеров проводится в учебных центрах на территории Грузии. Подготовка старших офицеров (уровня командира батальона и выше) ведется в соответствующих военных учебных заведениях зарубежных стран: США, Турции, Франции, Болгарии, Венгрии, Латвии, Эстонии, Украины.

Ход боевых действий

В ночь с 8 на 9 августа с.г. грузинские вооруженные силы предприняли попытку проведения операции по установлению контроля над территорией непризнанной Республики Южная Осетия. Замыслом операции, по некоторым данным, предусматривалось, после непродолжительной артиллерийской подготовки, силами танковых частей при поддержке пехоты нанести удар в направлении административного центра Южной Осетии г. Цхинвали, установить контроль над ним, затем, введя в бой вторые эшелоны, развивать наступления в направлении районного центра г. Джава и Рокского перевала, и к исходу первых суток операции выйти на линию государственной границы Грузии с Россией. В ходе операции предполагалось также активно использовать авиацию и подразделения специального назначения.

Грузинское командование заблаговременно начало создание соответствующей группировки войск в составе трех пехотных бригад, отдельного танкового батальона, подразделений артиллерийской бригады, а также подразделений боевого и тылового обеспечения. Общая численность этой группировки составляла примерно 13 тыс. человек. Для управления грузинскими войсками был организован командный пункт, дислоцированный в р-не г. Гори. Здесь же были сосредоточены войска второго эшелона и тыл группировки. Общее руководство операцией осуществлялось генеральным штабом вооруженных сил Грузии и лично президентом Грузии М. Саакашвили. Грузинским войскам противостояли югоосетинские вооруженные формирования общей численностью порядка 2000 человек, вооруженные стрелковым оружием и минометами, а также несколькими единицами танков, артиллерийских орудий и систем залпового огня. Кроме того, в зоне конфликта находились Смешанные силы по поддержанию мира.

Боевые действия начались поздним вечером 7 августа – через несколько часов после объявленного президентом Саакашвили прекращения огня, которому предшествовал двухсуточный период серьезного обострения обстановки в зоне грузино-югоосетинского конфликта. Характерно, что военнослужащие грузинского контингента ССПМ непосредственно перед началом боевых действий покинули свои позиции.

В первые часы операции грузинским войска удалось захватить несколько населенных пунктов в Цхинвальском и Знаурском районах и к утру 8 августа выйти к южным окраинам г. Цхинвали, где завязались бои с югоосетинскими вооруженными формированиями. В результате серьезного сопротивления, оказанного грузинским войскам, выполнить поставленные задачи в установленные сроки они не смогли. С утра 8 августа грузинские войска приступили к обстрелу г. Цхинвали с господствующих высот ствольной и реактивной артиллерией и из танковых орудий. Находившийся в зоне конфликта российский контингент ССПМ (2 мсб 135 омсп 58 ОА Северокавказского военного округа, не имевший тяжелого вооружения), понес потери от огня грузинских войск (12 человек).

В связи с началом боевых действий и потерями среди российского контингента ССПМ, политическое руководство Российской Федерации приняло решение о развертывании Объединенной группировки войск (сил) ВС РФ и ее вводе в зону конфликта. Уже в первой половине дня 8 августа батальонные тактические группы 429, 503 мсп 19 мсд и 135 омсп 58 ОА СКВО, преодолев Рокский перевал, вошли на территорию Южной Осетии и практически с ходу вступили в бой с частями грузинских вооруженных сил. Авиация Вооруженных сил РФ после 14 часов 8 августа приступила к выполнению задач по завоеванию превосходства в воздухе, непосредственной авиационной поддержке своих войск и поражению вторых эшелонов (резервов) грузинских войск в районе г. Гори.

Для управления созданной Объединенной группировкой войск (сил) в зоне конфликта на базе управления 58 ОА был создан командный пункт в г. Владикавказ.

Утром 9 августа Президентом России Д. Медведевым было официально объявлено о начале операции по принуждению грузинских властей к миру.

9 и 10 августа части и подразделения ОГВ© Вооруженных сил РФ вели боевые действия с целью вытеснения грузинских войск из г. Цхинвали и предотвращения обстрелов города грузинской артиллерией и авиацией. Боевые действия в этот период велись в основном силами батальонных тактических групп 429, 503 мсп 19 мсд 58 ОА, 135 омсп 58 ОА, 76 гв. дшд и 98 гв. вдд во взаимодействии с югоосетинскими вооруженными формированиями при поддержке ствольной и реактивной артиллерии 292 сап и 1415 ореадн 19 мсд 58 ОА и авиации 4 ВА ВВС и ПВО и авиационных частей и соединений Центра. Одновременно происходило наращивание Объединенной группировки войск (сил) ВС РФ на территории Южной Осетии: был продолжен ввод соединений и частей 58 ОА, в том числе 136 отдельной артиллерийской бригады, имеющей на вооружение РСЗО «Ураган». Кроме того, в зону боевых действий были переброшены 45 гв. орп СпН ВДВ, 22 обр СпН ГРУ ГШ. Прикрытие войск объединенной группировки от нападений с воздуха возлагалось на 481 зрп 19 мсд 58 ОА, вооруженный самоходными ЗРК «Оса-АКМ».

В целом, по информации Генштаба ВС РФ, численность группировки российских Вооруженных сил в зоне конфликта – 12 тыс. чел. – примерно соответствовала численности противостоящих грузинских войск.

Фронтовая и дальняя авиация ВВС РФ 9–10 августа подвергла бомбардировкам военные объекты, находившиеся вблизи н. п. Сенаки, Поти, Хони, Копитнари, Они, Марнеули и Омаришара (последний находится в Кодорском ущелье).

Одновременно с началом боевых действий в зоне грузино-югоосетинского вооруженного конфликта обострилась и обстановка в зоне грузино-абхазского вооруженного конфликта. Связанное с Южной Осетией договором о военной помощи, абхазское правительство 9 августа отдало приказ своим войскам выдвинуться в зону ограничения вооружений в верхней части Кодорского ущелья. Здесь, однако, выдвигающиеся абхазские формирования были остановлены постами Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ) СНГ. Абхазская артиллерия и авиация начали обстрел верхней части Кодорского ущелья. В этой обстановке было принято решение об усилении контингента КСПМ. 10 августа из базы Черноморского флота в Севастополе в Новороссийск, а затем непосредственно в зону конфликта вышел отряд военных кораблей ВМФ РФ в составе гвардейского ракетного крейсера «Москва», сторожевого корабля «Сметливый», малого ракетного корабля «Мираж», ракетного катера Р-109, малого противолодочного корабля «Касимов» и двух больших десантных кораблей (БДК-64 «Цезарь Куников» и БДК-65 «Саратов»). В Новороссийске на борт десантных кораблей был принят личный состав и техника усиленной батальонной тактической группы 7 гв. дшд, которые были высажены на берег в р-не г. Очамчира. Одновременно на сухумский аэродром «Бабушара» посадочным способом была высажена батальонная тактическая группа 31 гв. одшбр воздушно-десантных войск. Железнодорожным транспортом на территорию Абхазии были переброшены части 20 мсд. Таким образом, численность российских войск в зоне грузино-абхазского конфликта была доведена до 9 тыс. чел при 350 единицах техники. На исходе 10 августа российские военные корабли были атакованы грузинскими ракетными катерами, один из которых были поражен ПКР, запущенной с МРК «Мираж». В это же время грузинские власти дали согласие на ввод дополнительных сил КСПМ на территорию Зугдидского района Грузии.

В течение 11 августа части и подразделения ОГВ© Вооруженных сил РФ выполняли задачи по нанесению поражения грузинским войскам на территории Южной Осетии и к исходу дня установили полный контроль над городами Цхинвали и Знаури и их окрестностями. Российская военная авиация 11 августа продолжала выполнение задач по поражению наземных целей, как в тактической глубине грузинской обороны, так и по целям на территории Грузии в районе н. п. Поти, Хони, Сенаки, Зугдиди, Коджори, Вазиани, Кутаиси, Гори, Шавшеби, Карели, Мцхета, Болниси, Марнеули, Сачхере а также по целям в окрестностях г. Тбилиси.

Поздним вечером 11 августа среди личного состава грузинских войск, находившихся в районе г. Гори стал распространяться слух о наступлении российских войск в направлении города. Этот слух не подтвердился, однако он спровоцировал стихийное неорганизованное бегство грузинский военнослужащих из окрестностей Гори. В ходе беспорядочного отхода в самом городе и вдоль шоссе Гори-Тбилиси было брошено значительное количество тяжелого вооружения и военной техники. При этом управление грузинскими войсками было полностью потеряно. Глубокой ночью с 11 на 12 августа остатки горийской группировки грузинских войск без тяжелого вооружения сосредоточились в р-не н.п. Мцхета в 25 км от Тбилиси. После этого организованное сопротивление грузинских войск в зоне грузино-югоосетинского вооруженного конфликта прекратилось.

12 августа части и подразделения ОГВ© при поддержке фронтовой и армейской авиации перешли административную границу Республики Южная Осетия с Грузией и установили контроль над соседними районами Грузии.

С утра этого же дня абхазские вооруженные формирования начали боевые действия против подразделений МВД Грузии, находящихся в верхней части Кодорского ущелья. В результате к полудню 12 августа подразделения грузинского МВД были разоружены и покинули Кодорское ущелье. Одновременно в Зугдидский район Грузии был осуществлен ввод дополнительного контингента КСПМ, решение о котором было принято вечером 10 августа.

К 15–00 12 августа боевые действия в Грузии были прекращены, и президент России Д. Медведев объявил о завершении операции по принуждению грузинских властей к миру. К этому моменту части Вооруженных сил РФ контролировали территорию Южной Осетии и прилегающие к ней районы, в том числе Горийский, зону ограничения вооружений вдоль административной границы Грузии и Абхазии, а также города Зугдиди, Сенаки и Поти.

Трофейная грузинская бронетехника18 августа, в соответствии с подписанным при посредничестве президента Франции Н. Саркози планом урегулирования грузино-югоосетинского конфликта, начался частичный вывод частей и подразделений ВС РФ с территории Грузии. Были оставлены лишь передовые посты миротворческих сил на линии Годори-Ани-Пца-Вариани. Был начат также и вывод дополнительных частей из Абхазии.

По информации Генерального штаба ВС РФ в ходе боевых действий безвозвратные потери Вооруженных сил России составили 64 человека убитыми и 323 – ранеными. Было потеряно 3 штурмовика Су-25 и один дальний бомбардировщик Ту-22М3. В связи с многочисленными публикациями в СМИ относительно целесообразности применения в конфликте самолетов дальней авиации, представляется нужным отметить, что эти самолеты, помимо большой дальности полета, обладают также и значительной боевой нагрузкой, и при грамотном применении небольшое количество самолетов ДА могут нанести ощутимый ущерб противнику. С этой точки зрения применение дальних бомбардировщиков Ту-22М3 в конфликте выглядит вполне оправданным.

Точные данные о потерях грузинских войск отсутствуют. Можно лишь предположительно говорить о нескольких сотнях погибших военнослужащих и о потере практически всей материальной части ВВС и ВМС. Большое число вооружений и техники грузинских сухопутных войск досталось России в качестве трофеев.

Данные о потерях югоосетинских и абхазских вооруженных формирований отсутствуют.

Итоги войны

Трофейная грузинская бронетехникаВоенным итогом вооруженного конфликта стало нанесение серьезного поражения грузинским вооруженным силам и значительное уменьшение военной опасности для Южной Осетии и Абхазии. Главными факторами, определившими поражение грузинских войск, являлись решительность действий российских войск и низкий уровень морально-психологического состояния личного состава грузинских войск. Вместе с тем, несмотря на в целом успешное выполнение Вооруженными силами РФ поставленных перед ними задач, конфликт выявил недостатки в оперативной и боевой подготовке войск. Особую озабоченность вызвали результаты боевых действий авиации, судя по всему, не связанных единым замыслом, в ходе которых она понесла сравнительно большие потери, и фактическое бездействие войсковой ПВО (в особенности, 481 зрп), не принявшей достаточных мер по воспрещению действий авиации противника. Определенные недостатки были отмечены и в организации связи и управления войсками.

Главным политическим итогом конфликта стало признание Россией, ранее поддерживавшей территориальную целостность Грузии, государственной независимости Абхазии и Южной Осетии и драматическое изменение формата отношений России с ведущими западными странами. В течение всех прошедших с момента окончания «холодной войны» лет Запад в своей политике исходил из предположения о том, что Россия, отказавшаяся от коммунистической идеологии, стремиться стать частью Запада. Поэтому все попытки России заявить о самостоятельности ее внешней политики и неприятия навязываемого неравноправного «партнерства» с Западом воспринимались последним лишь как имперские рецидивы, которые вредят долгосрочным интересам самой России (в том виде, в каком понимал их Запад), и которые, в конечном счете, следует просто игнорировать. Последняя попытка донести российскую точку зрения с помощью риторики была предпринята президентом Путиным в т. н. «мюнхенской речи», произнесенной им в феврале 2007 г. Тем не менее, никаких существенных сдвигов в подходах Запада к России после этого не произошло. Стало очевидно, что подтвердить свои претензии Россия сможет, лишь одержав убедительную военную победу в одной из точек геополитического противостояния с Западом. Это произошло в Грузии. В краткосрочной перспективе меры, которые пытается предпринять в отношении России Запад для т. н. «наказания» России, не окажут серьезного влияния на существо отношений между ними. В долгосрочном же плане, в случае, если западные страны не сделают из всего произошедшего верных выводов (а все говорит о том, что верных выводов сделано не будет), и не изменит своего поведения в отношении России, то угроза международному миру может сильно возрасти. России необходимо быть к этому готовой.

Сокращения:

гв.вдд – гвардейская воздушно-десантная дивизия

гв. дшд – гвардейская десантно-штурмовая дивизия

гв. одшбр – гвардейская отдельная десантно-штурмовая бригада

гв. орп – гвардейский отдельный разведывательный полк

зрп – зенитный ракетный полк

мсб – мотострелковый батальон

мсд – мотострелковая дивизия

мсп – мотострелковый полк

обр – отдельная бригада

омсп – отдельный мотострелковый полк

ореадн – отдельный реактивный дивизион

сап – самоходный артиллерийский полк

 

Рубан Артем Феликсович 

 

Добавить комментарий

 Правила добавления комментариев просты:



  • не флудить

  • не оскорблять

  • из пустого в порожнее не переливать 


Комментарии модерируются и спам отсекается



Защитный код
Обновить